?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так складывается, что я до сих пор пишу статьи для сборников ВАК. А тут написала статью для "Проба Пера", организованную в альма-матер, то есть МГХПА им. Строганова. Делюсь :-)
Екатерина Михайлина
(Москва, 2014 год)
" Ренцо Пьяно. Культурный центр Жан-Мари Тжибау"
С точки зрения вдумчивого использования ассоциативных символов, создающих внутренний диалог между зданиями; корректного интегрирования в окружающую среду и культурный контекст; достижения визуальной поэзии "вертикально поющей" архитектуры - Культурный центр Жана-Мари Тжибау остается показательным примером архитектуры конца двадцатого века. Поэтому хочется рассмотреть этот памятник как пример экологического сознания в подходе к проектированию.   
        В реализованном проекте архитектору Ренцо Пьяно удалось достичь уникального результата для современной архитектуры, образно говоря, - перекинуть мост, соединивший прошлое, настоящее и будущее. Как пишет в своей книге "Green Architecture" James Wines (1), текущий век Информации и Экологии направляет развитие архитектуры будущего по принципу: меньше субстанции, больше информации; меньше вторжения, больше включения; меньше овеществления, больше фрагментации; меньше евроцентризма, больше культурного разнообразия. Ренцо Пьяно и его команде удалось скомбинировать все эти прогрессивные тенденции в Культурном центре Тжибау.
      С одной стороны, Ренцо Пьяно известен прежде всего как один из основоположников направления hi-tech в архитектуре и как соавтор Центра Помпиду в Париже (1971-77), однако , будучи разносторонним архитектором, известен также и своим экспрессивным диапазоном и виртуозностью в создании запоминающихся пространств. В интервью различным изданиям Пьяно озвучивал, что считает важным при разработке идеи понять атмосферу места и ис­пользовать архитектуру для создания некоторой “приба­вочной стоимости”. “Есть люди, которые приходят к вам со своей архитектурой, как с чемоданом и переставляют его из Америки в Европу, из Парижа в Мадрид, из Нью-Йорка в Сидней, – говорит он. – А я сначала прогуливаюсь с моей сигарой и смотрю, смотрю”. (2)
      В 1991 году Пьяно выиграл международный конкурс на проект Культурного центра истории канаков, коренной народности Меланезии. Центр находится в Океании на территории, принадлежащей Франции. Тонкое наблюдательное изучение ландшафта, окружающей среды, многосложность прочтения Меланезийской культуры, получившие осуществление в реализованном проекте, привлекли к центру всеобщее внимание. Объединив несколько составляющих: местные материалы, традиционные для данной местности конструктивные методы, современные технологии и принципы экологического проектирования, Пьяно пришел к концептуальному решению - выразительному по образности плану улее-подобных павильонов нанизанных на единую ось, осуществив современную стратегию сосуществования топографии и ландшафта.

Центр образуют три отдельные деревни, сформированные десятью хижинами в трех различных размерах и соединенными между собой пешеходными дорожками. Четыре меньших блока хижин имеют по 8 метров в диаметре и 20 метров в высоту ; три средних блока по 11 метров в диаметре и 22 метров в высоту; три большие хижины по 13,5 метров в диаметре и 28 метров в высоту. Структура и, прежде всего , функциональность хижин характерных для области Новой Каледонии были воспроизведены и адаптированы, архитектурно а также социально.



Первая деревня посвящена выставкам. В избе , прилегающей к входу , посетители могут найти постоянную экспозицию , которая дает представление о канакской культуре. Помещения , которые предназначены для изучения истории и природной среды острова можно найти пройдя  дальше вниз , также в этой части есть область для временных выставок и зал, рассчитанный на четыреста  мест и амфитеатр для выступлений, находящийся в задней части блока зданий.
     Вторая деревня состоит из серии офисов для историков Центра , исследователей, выставочных кураторов и административных работников . Хижины, в противоположных офисах содержат мультимедийную библиотеку .
        Третья деревня, которая немного отделена от  потока туристов, посвящена  творческой деятельности. Хижины этой деревни содержат студии для проведения различных мероприятий , в том числе танца , живописи, скульптуры и музыки. Рядом находится здание школы , где дети могут познакомиться с различными формами местного искусства . Между краем лагуны и верхней частью  мыса , посетители смогут найти тематический проход . Задуманный в сотрудничестве с антропологом  Албаном  Бенсом, это аллея также известна  как " история пути" . Путь представляет собой эволюцию канакской народности и включает в себя различные метафоры из мира природы; аллея объединяет множество  легенд , на которых основана канакская  культура ; история , отраженная в различных символических ассоциациях . (3)
        Благодаря структурному сходству с окружающей растительностью и традиционными жилищами, хижины служат объединяющим и доминирующим элементом проекта. Изогнутые структуры, построенные из деревянных брусьев разной ширины на разном расстоянии друг от друга, производят оптический эффект легкой вибрации, который усиливает сходство с растениями, колышущимися на ветру.  Эти здания находятся в гармоничных взаимоотношениях с окружающей средой и культурным контестом  . Эти здания имеют изогнутую форму , которая ассоциативно отсылает к  традиционным конструкциям канакского жилища. Основным  строительным натуральным материалом, помимо современных технологий, выбрано было дерево ироко из-за долгостойких  эксплуатационных возможностей, использования возможности  применения в качестве слоистого влагостойкого материала, а также известной стойкостью к  нападениям термитов . Оно не требует большого ухода , и манера использования перекликается с характером плетения растительных волокон местных зданий .


Здания центра имеют высокоэффективную систему пассивной вентиляции, которая устраняет необходимость механического кондиционирования воздуха. При возникающей функциональной необходимости, крыша и стены становятся прозрачными. Стеклянные панели защищают деревянными жалюзи. Эта связь , однако, это не просто эстетическая , но и функциональная. Воздух свободно циркулирует между двумя слоями здания, изготовленных из клееного бамбука. Отверстия в наружной оболочке ориентированы таким образом, чтобы вызвать желаемые конвекционные потоки. Благодаря двойной наружной стенке фасада, воздух свободно циркулирует между слоями решетчатого дерева. Отверстия внешнего фасада были разработаны так, чтобы "улавливать" и использовать господствующие муссонные ветры с моря.  Воздушные потоки регулируют саморегулирующиеся жалюзи. Когда легкий ветерок дует , жалюзи открывают для улучшения вентиляции ; как сила ветра увеличивается, они постепенно закрываются , начиная с низших позиций. Это  уникальное решение было разработано с помощью компьютерного моделирования и было протестировано в аэродинамических трубах с использованием масштабных моделей. Циркуляционные потоки воздуха дали хижинам свои собственные "голоса". Ветер, проходя через конструкции, создает эффект поющей архитектуры.
        Таким образом, решается задача естественной вентиляции в климатических условиях повышенной влажности, а также проблема возведения высотной конструкции в зоне повышенной активности «агрессивных» воздушных потоков.
Если говорить о философском аспекте проектирования Ренцо Пьяно, то он в своих интервью отмечал, что архитектура для него - это двойной процесс:  вначале он идет от общего к частному, затем от частного к общему. И поскольку здание прежде всего обладает свойствами материи, то материя невозможна без деталей. В архитектуре нужно думать. Архитектура в некотором роде сродни медлительности, так же большое значение имеет последовательность. Последовательность — это опыт, использование того, чему учишься. Пьяно любит работать с легкими элементами, любит прозрачность, любит естественный свет. Он избегает стремления к распознаваемости. Архитектура для него — это постоянное исследование. Культурно, исторически, психологически, антропологически и топографически каждая работа должна быть отлична от других, поскольку есть реальный риск, когда архитектор наклеивает свою этикетку еще до того, как поймет, что же это за место, на котором он строит.


“Это несправедливо и по отношению к зданию, и по отношению к людям, которые будут там жить и работать, потому что у каждого здания своя собственная история. Это ведь важнее, чем твое архитектурное имя. А стиль может только ограничивать. Только начиная, ты уже знаешь, что должно получиться в конце, и потребности человека отходят на второй план. И это плохо и несправедливо”, - считает Пьяно. Поэтому он никогда не берется за заказ, не посетив место, не получив основную, как он говорит, фундаментальную эмоцию. Потому что здание — это эмоция и главное, что надо понять, — это характер места. (4)
        Как отмечает историк архитектуры Кэннет Фремптон, в Центре Жан-Мари Тжибау присутствует экологическое сознание архитектора, налицо разумное использование природных материалов (ресурсов) без излишества и перерасхода, конструкция соответствует зданию и не дает повода в том, чтобы заподозрить расточительность в использовании строительных материалов. Архитектуре есть чему поучиться у ландшафта, считает исследователь. Интегрируясь в ландшафт, архитектура стремится быть более экологичной, с точки зрения примитивного человека, возможно , природа представляет собой хаос, и идея поселения в противовес кочевому племени – это проявление первоначального обозначения космоса на Земле. Поэтому существует микрокосмический аспект строительства здания и соотношения его с ландшафтом, поэтому так важно уделять особое внимание окружающей среде. (5)


Список литературы:
1. "Green Architecture" James Wines, edited by Philip Jodidio, Tashen, 2000, (стр 126-130)
2. интервью с Алексеем Тархановым , AD , 6.12.12 
3. http://www.rpbw.com/
4. Яна Потаева статья "Ренцо Пьяно - лауреат Притцкеровской премии 1998 г." , Строительный портал, 7.03.2005
5. "Критический взгляд. Интервью с Кеннетом Фрэмптоном." Владимир Белоголовский. Татлин, 06.2009
6.использованы фото http://www.rpbw.com/

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com